Стендаля "Красное и чёрное" тест по литературе (10 класс) на тему. Тестирование по роману Ф.Стендаля "Красное и чёрное" тест по литературе (10 класс) на тему Тестовые задания стендаля красное и черное

  • Дата: 20.11.2023

4. Методика «Черно-красные таблицы»

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Диапазон применения

Описываемая методика может быть использована при исследовании внимания школьников (начиная с подросткового возраста) и взрослых испытуемых. При обследовании младших школьников целесообразнее использовать упрощенный вариант этой методики с цифрами от 1 до 13 черного и от 1 до 12 красного цветов.

Оборудование

Секундомер, указка и таблица Горбова-Шульте размером 28х28 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цветов. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной и красной тушью.

Образец таблицы

«.» – показывает красные числа

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально, включает в себя три серии. В первой серии испытуемый получает задание называть и одновременно показывать черные числа в порядке возрастания от 1 до 25. Во второй серии он должен называть красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). В третьей серии испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Например, 1 черный, 24 красный, 2 черный, 23 красный и т.д. В инструкции указывается, что задание необходимо выполнять быстро и без ошибок. Экспериментатор фиксирует в протоколе время и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке и наоборот; замена цифры - замена ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Образец протокола

№ серии

Время выполнения

Ошибки

t1 =

t2 =

t3 =

Обработка результатов

I вариант

1. Вычисляем время переключения внимания по формуле t3 - (t1 + t2).

2. Для того, чтобы сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью протекает переключение у данного испытуемого, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

Возраст

t переключения внимания

ошибки

7-8 (n=95)

9-10 (n= 100)

11-12 (n=75)

13-14 (n=78)

15-16 (n=77 )

17-18 (n=89)

> 18 (n=69)

М – среднее значение

Вывод

В выводе необходимо указать скорость переключения внимания данного испытуемого: примерно равна, выше или ниже возрастной нормы.

II вариант

При обработке результатов полученные данные первоначально переводятся в первичные показатели успешности. При этом пользуются следующими формулами:

t 1+ t 2

1. Для объема внимания t об = ----------- , где

T об – объем внимания,

T1 - время работы в 1-й серии,

T2 - время работы во 2-й серии.

2. Для распределения внимания t р = t3, где

T р –распределение внимания,

T3 – время работы в 3-й серии.

3. Для переключения внимания t n = t3 – (t1+t2), где

T n – переключение внимания.

Оценка результатов

Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу).

Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.

Показатель

Оценка в баллах

1 балл

низкий

2 балла

ниже среднего

3 балла

средний

4 балла

выше

среднего

5 баллов

высокий

Объем

Внимания

61 и более

51-60

38-50

30-37

29 и менее

Распределение внимания

321 и более

261-320

171-260

131-170

130 и менее

Переключение внимания

201 и более

161-200

91-160

51-90

50 и менее

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция : «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например : красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».

Тестовый материал

Обработка результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания .

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте , поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова . Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания .

Источники
  • Методика Горбова «Красно-черная таблица» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.

О таблице

Таблица Шульте – квадратная матрица, в ячейках которой в произвольном порядке размещены числа или буквы. Применяется в качестве теста для оценки текущего темпа восприятия текстовой информации и изучения объема внимания.

Методика работы с таблицами Шульте

Суть тренировок с таблицами Шульте – развитие навыка быстрого поиска и «захвата» информации благодаря расширению поля зрения. Последовательное нахождение чисел на скорость необходимо выполнять с соблюдением следующих важных правил:

  1. Зафиксируй взгляд в центре таблицы – старайся смотреть только на «глаз».
  2. Искать числа нужно беззвучным счётом, то есть не произнося их ни в слух, ни про себя (это сложно, но возможно) – в идеале.
  3. Главное – не просто отыскать цифры как можно быстрее. Помни, что твоя цель – научиться видеть одновременно с числом, расположенным в центральной клетке таблицы, числа, расположенные во всех четырех углах большого квадрата. Сначала это будет очень не просто, но со временем ты поймешь, что именно так можно развить способность находить все числа в 2-3 раза быстрее, чем при обычном движении глаз.

Режим занятий

Тренируйся с таблицами регулярно – каждый день или хотя бы через день на протяжении 2-3 недель. Выдели для занятий 20-30 минут. Если чувствуешь, что во время выполнения упражнений глаза начинают уставать, рекомендуем сделать перерыв на 5-10 минут или продолжить тренировку уже на следующий день.

в основе игры

Таблицы Шульте

Эффект от упражнения

Регулярные тренировки с таблицами Шульте:

  • помогают в развитии навыка концентрации внимания;
  • способствуют увеличению объема внимания;
  • развивают кратковременную зрительную память;
  • расширяют периферическое зрение, а более широкое поле зрения сокращает время поиска ценных смысловых частей текста;
  • повышают скорость визуального восприятия информации и способствуют увеличению скорости чтения.

Преимущества таблиц Шульте онлайн на сайт

Приятный дизайн, интерактивность, в центре размещен "глаз" для удобства фокусировки взгляда. Возможность тренировок на различном уровне сложности. Автоматическое отслеживание времени выполнения упражнения, фиксирование лучшего показателя. Принимай участие в рейтинге и стремись стать лучшим. Электронные таблицы Шульте на время – отличный стимул для постановки рекордов и улучшения своих результатов на фоне достижений других людей. Бумажные варианты необходимо постоянно обновлять, так как происходит их непроизвольное заучивание и эффект от упражнения пропадает. Наш онлайн-генератор создает неограниченное количество таблиц Шульте, что позволит Вам экономить время на подготовке к тренировкам. Мобильную версию упражнения-тренажера по таблицам Шульте можно скачать бесплатно на App Store и Google Play. Благодаря этому упражнения по скорочтению можно выполнять дома перед сном, утром в метро, в перерыве на работе, в любое удобное время и в любом месте.

Руководство. Методика Ф. Д. Горбова «Красно-Черная таблица» - страница №1/1

Руководство. Методика Ф.Д.Горбова «Красно-Черная таблица»
Назначение теста

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».


Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».
Тестовый материал

Обработка результатов теста
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .
Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
Оснащение эксперимента

Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь таблицы Шульте (в приложении) с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число, имеет свой символ - букву русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24а, 25б и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе.
Интерпретация результатов

1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.

4. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.

5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел.

Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель - количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания.

Анализ результатов проводится путем оценки суммарного времени отыскивания красных и черных цифр в отдельности и в чередующемся порядке, а затем вычисления разницы между тем и другим временем. Эта разница, как принято считать, отражает время, необходимое человеку для переключения внимания.


Нормы:

Распределение внимания: черные числа - 49 сек., красные - 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.
Норма в пересчете на 100 цифр:

Время поиска цифр, напечатанных обычным шрифтом, - 11 ± 1 с;

Время поиска цифр, напечатанных жирным шрифтом, - 10 ±2 с;

Время последовательного поиска тех и других - 41 ±4 с.

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подго товить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9

17

20

4

13

22

5

21

7

2

16

6

24

12

3

19

14

15

11

1

18

7

10

23

8

Рис.1.2. Черно-красная таблица Горбова - Шульте

для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы . Занятие проводится индивидуально с каж дым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем по рядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную циф ру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время от дельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возра стающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показыва ет цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация време ни

по этапам, с

Черные цифры

Регистрация ошибок

Красные цифры

Регистрация ошибок

t 1

t 2

t 3

t 4

t 5

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта пам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого эта па отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т - С, где

А ‑ показатель переключения внимания,

Т и С ‑ балльные оцен ки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внима ния даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характери стик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3

Бальная оценка переключения внимания

Этапы

1

2

3

4

5

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

менее 16

менее 29

менее 32

менее 28

менее 30

17-21

29-34

31-40

29-34

31-34

22-26

35-39

41-48

35-39

35-38

27-30

40-44

49-56

40-45

39-42

31-35

45-49

57-64

46-50

43-46

36-40

50-54

65-76

51-56

47-50

41-45

55-59

77-84

57-62

51-54

46-50

60-64

85-92

63-67

55-58

51-54

65-69

93-100

68-73

59-62

55-59

70-74

101-108

74-78

63-66

60-64

75-79

109-116

79-84

67-70

65-69

80-84

117-124

85-90

71-74

70-74

85-89

125-132

91-95

75-78

75-78

90-94

133-140

96-101

79-82

79-83

95-99

141-148

102-106

83-86

84-88

100-104

149-156

107-112

87-90

89-93

105-109

157-164

113-118

91-94

94-98

110-114

165-172

119-123

95-98

99-102

115-119

173-180

124-129

99-102

103-107

120-124

181-188

130-134

103-106

108-112

125-129

189-196

135-140

107-110

113-117

130-134

более 196

141-146

111-114

более 117

135-139

147-151

115-118

более139

более 151

119-122

более 122

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осу ществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 1.4

Бальная оценка ошибок переключения внимания

цвета

числа

порядка

4 - 5